«Лето Господне»: предчувствие катастрофыГлавный режиссер Российского Академического молодежного театра Марина Брусникина поставила роман Ивана Шмелева про дореволюционную Россию. Густой и насыщенный архаизмами язык писателя, главной особенностью почерка которого является филигранная работа со словом, не мог не заинтересовать режиссера. Идеализированная картина русского купечества – здесь вам и безмятежная хозяйственная деятельность, и святые обряды, и гастрономическое разнообразие – проступает через пелену детских розовых снов и ностальгии. Все это набожное «великолепие» Марина Брусникина оставляет как есть. Патриархальная жизнь Замоскворечья оживает на сцене РАМТа с почти энциклопедической точностью и сдержанным, но нескрываемым умилением. А семейные саги – конек рамтовской труппы, они умеют играть в династийность и родовую общность.Заканчивается спектакль похоронами главы семейства. Смерть эта играется как катастрофа, за которой неминуемо предчувствуется череда других. Революция сметет с лица земли русский мир и его уклад. Инстинктивная набожность будет смыта кровью миллионов. И та прекрасная, «правильная» Россия больше никогда не вернется. Об этой трагической неизбежности написал свой роман Иван Шмелев, и об этом же поставила свой спектакль Марина Брусникина.Подробнее – в рецензии критика Натальи Витвицкой. Мария Моисеева Подпишитесь на «Ведомости»