🇷🇸 Марина Оленина. Балерина-партизанкаАвтор канала О Сербии по-русски специально для РТ на Балканах Мы уже писали о памятнике героической русской медсестре Дарье Коробкиной. Однако для того, чтобы быть удостоенной памятника в Сербии, русской вовсе не обязательно героически погибнуть.В Нови-Саде, возле Сербского народного театра стоит удивительно легкий и воздушный памятник из белоснежного мрамора — памятник русской балерине Марине Михайловне Олениной.Марина Оленина родилась в Москве в 1897 году (а может быть и в 1901-м, ох уж эти женщины). Ее отец был оперным певцом и режиссером, мать — пианисткой, а дядя — знаменитым режиссером Константином Станиславским.🩰 Девочка с детства увлекалась балетом, обучалась в Императорском балетном училище в Москве. Известно, что в 1909 году Марина выступала как ученица в балете «Конек-Горбунок» на сцене Большого театра. После революции Марина уехала в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где с 1923 года и до оккупации Югославии в 1941-м была солисткой Народного театра.Интересно, что сбежав из Советской России, Марина была в отличных отношениях с коммунистами югославскими. В ее доме проводили встречи коммунисты-подпольщики, приходил сюда и будущий югославский лидер Иосип Броз Тито. Перед началом антифашистского восстания товарищи помогли балерине перебраться в Черногорию, где она собирала разведывательную информацию для партизан, но вскоре была схвачена итальянскими оккупантами. Ухитрившись сбежать из лагеря, Марина присоединилась к партизанам, с которыми и прошла всю войну: сначала как санитарка, а затем создав партизанский театр «Народное освобождение», где была и хореографом, и актрисой.🇷🇸 В январе 1945 года балерина вернулась в освобожденный Белград, где стала постановщиком-хореографом первого послевоенного спектакля на сцене Белградского национального театра. В 1948 году вместе с мужем Марина Оленина-Драгович уехала в Прагу, а затем в Париж. В Праге балерина работала хореографом, в Париже организовала труппу народного танца из молодых югославских эмигрантов.По возвращению в Белград Оленина-Драгович не сошлась во взглядах с руководством Белградского национального театра, поэтому перешла в Ансамбль песни и пляски Югославской армии, где создала балетную труппу. В 1950 году Марина Оленина приезжает в Нови Сад, где становится основателем балетной труппы Сербского народного театра. Здесь она занималась постановками, создавшими особый стиль новисадского балета - «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского.📝 В 1955 году Марина вынуждена была оставить балет из-за проблем со здоровьем. В 1959 году её знакомая написала: «Марина сильно тоскует… по всем: по березам, по Подмосковью, одним словом, по Родине». 2 июня 1963 после продолжительной болезни Марина (как называли ее сербы Марьяна) умерла. 🪦 В честь 60-летия основания балетной труппы Сербского народного театра балерина Габриелла Теглаши — Велимирович предложила установить памятник Марине Олениной, 12 тонн белого мрамора подарил сербский меценат Милан Богданович. Кроме того, награду «Марина Оленина» в виде статуэтки с 2007 года вручают лучшим сербским балеринам за выдающийся профессионализм.Подписывайтесь — RT на Балканах