Сегодня день памяти юродивого Василия Блаженного, давшего второе название легендарному собору. Юродство – один из самых парадоксальных феноменов русской святости, оно есть, по мысли Е.Голубинского, «подвиг противуканонический». Действительно, согласно 60-му правилу 6-го Вселенского Константинопольского собора юродство осуждается и запрещается: «Лицемерно беснующихся и таковый образ действий, по злости нравов, притворно на себя приемлющих, наказывати всяким образом, и подвергати их таким же суровостям и трудам, каковым подлинно беснуемые, ради освобождения от демонского действия праведно подвергаются». Однако на Руси юродивые всегда были среди наиболее чтимых святых. В основе юродства лежит несколько явлений. Первое – это логика антиповедения, т.е. перевернутого, опрокинутого поведения, поведения наоборот. При всем разнообразии внешнего выражения оно всегда было именно «поведением наоборот», в рамках которого происходила замена регламентированных норм на их противоположность, то есть правое менялось с левым, верх с низом, лицевая сторона с изнанкой и т.д. В значительной степени это было связано с тем, что антиповедение символически отражало порядок вещей в ином мире, где все наоборот, как в зеркале, где правое и левое меняются местами. Поэтому нередко одежду на покойнике застегивали «на левую сторону», выворачивали наизнанку траурные одежды, накидывали в горе на голову верхнее платье. Одежду для покойника шили иглой не к себе, как обычно, а от себя, таким же образом, не к себе, а от себя, строгали и гроб. Юродивые действовали в рамках антиповедения, но но оно имело в этом случае дидактический, смысл. Юродство ставит одной из своих целей выяление противоречий между христианской правдой и поверхностным здравым смыслом. В представлении людей того времени древнерусский юродивый настолько глубоко проникал в духовные недра, настолько приближался уже при жизни к Царству Божьему, что, чувствуя этот свет, истину, он особо критически взирал на окружающую действительность, воспринимая ее как искажение этой истины, как противоречие ей, как мир антикультуры. Поэтому юродивый Василий Блаженный кидает камнями в окна богатых и благочестивых людей и плачет у домишек бедняков и пьяниц. Юродивый очень чутко реагировал на любое напряжение в обществе и являлся своеобразным индикатором апокалиптических настроений. Не случайно расцвет русского юродства приходится на XV - XVII века, когда напряжение русского общества практически не ослабевало. Юродство было своеобразным несомненным знаком причастности к миру иному, живым укором обществу и реакция социума на юродство была симптоматична - насколько общество признавало юродство, прислушивалось к голосам блаженных, настолько оно было духовно трезво. Юродивый ставил главный вопрос - действительно ли столь благополучен и прочен этот мир, если множество людей готовы оставить все блага его ради Христа? Может, весь мир юродствует, постоянно переряживаясь и обманывая человека, а юродивый - пришелец из мира истинного? Человек, причастный миру иному не может не юродствовать, ибо весь настоящий мир есть мир антикультуры. Не случайно черты юродства были в поведении многих православных святых, таких как, например, преподобный Амвросий или Нектарий Оптинские. Последний нередко расставлял перед посетителями кукол и разыгрывал спектакли, собрал целый шкаф случайного хлама и говорил «это мой музей». Таким образом, юродивый ведет себя в мире так, как следовало бы вести себя в мире антикультуры. Поступки, жесты и слова юродивого гротескны как само общественное сознание Руси, смешны и страшны одновременно, они вызывают страх своей таинственной, скрытой значительностью и тем, что юродивый, в отличие от окружающих его людей, видит и слышит что-то истинное, находящееся за пределами обычной видимости и слышимости. Мир юродивого возвращается к реальности потустороннего бытия. То есть любовь в русском обществе к юродству (чего совершенно не знали на Западе) была именно любовью к Царству Божьему, стремлением к нему и к абсолютной свободе, которой уже здесь обладал юродивый.