Наталья Ремиш – героиня нашего последнего выпуска (если вы в России и почему-то без VPN, то вот тут) – катала меня по Амстердаму на трехколесном электроскутере: «Он стоит около 6000 евро. Платишь 40 евро в месяц – и можешь парковаться везде».Таких скутеров и вообще миникаров – очень много именно в Нидерландах. Оказывается, все началось в 1995-м, когда местная компания в сотрудничестве с техническим университетом разработала электрокар Canta (фото 3, 4, 5). Его построили для людей с ограниченными возможностями, поэтому в некоторых версиях попасть в салон можно через заднюю часть и подкатиться на коляске прямо к рулю. Из-за назначения Canta не считается полноценным автомобилем, а подпадает под категорию «вспомогательное средство для передвижения». Много лет закон относился к бренду максимально лояльно: парковаться разрешалось даже на велостоянках, для управления не требовались права и номерной знак, ездить допускалось в том числе по тротуарам. В 2019-м правила ужесточили: теперь нужна категория А (мопед) и возраст от 16 лет. Но главная фишка – осталась: пользоваться Canta могут все желающие. А желающих – много: батареи хватает на 45 км, максимальная скорость – 45 км/ч, затрат – минимум. Canta породил моду на миникары, и вскоре у него появилось много конкурентов – от электроскутеров до четырехколесных машин, например, Biro из Италии и Microlino из Швейцарии (фото 6, цена – от 18.000 евро). Свои мини-модели сделали и гранды: Renault Twizy, Citroën Ami, Fiat Topolino. Canta в Нидерландах даже стала частью культуры. В 2012-м Голландский национальный балет сделал часовой перфоманс, в котором участвовали 50 артистов и 55 автомобилей Canta.