Марафон Мартина Скорсезе — «Ирландец» (2019)Вернувшись с войны ирландец-католик Фрэнк Ширан меняет несколько работ, пока не устраивается водителем в фирму «Фуд Фэйр». Среди персонала компании было много итальянцев, и однажды случай сводит Ширана с одним из боссов пенсильванской мафии сицилийского происхождения Расселом Буфалино, который станет для него наставником на всю оставшуюся жизнь.При помощи Буфалино Ширан постепенно поднимается по криминальной и профсоюзной лестницам. И тут уже судьба его сводит с одиозным профсоюзным лидером Джимми Хоффой, к которым у главного героя тоже случится долгая и теплая дружба на пару десятилетий.«Ирландец» Мартина Скорсезе был одним из первых по-настоящему больших фильмов в истории современного стриминга. Netflix при помощи больших денег («Ирландец» стоил по разным оценкам около $200 млн) и больших режиссеров именно тогда начал крестовый поход к премиям, «Оскарам» и, возможно, даже местечку в вечности, поэтому не жалел денег на линейку оригинального контента.Высокая стоимость «Ирландца» и сомнительный результат по омоложению великих артистов на экране во многом сместил дискурс вокруг картины в техническую плоскость. Действительно, до сих пор не очень понятно, как при таком бюджете, можно было допустить такие визуальные ляпы. Но на самом деле, внешние проблемы «Ирландца» замечаешь примерно первые 15 минут фильма. К ним просто нужно чуть привыкнуть, затем скорсезевское гангстерское кино возьмет вас за шкирку и не отпустит до конца. Более того, ближе к строгому и «похоронному» финалу престарелая стать главных артистов неожиданно начнет играть фильму на пользу и только подчеркнет мрачный и предсмертный посыл фильма. Ведь «Ирландец» — это и элегия, и грустная эпитафия по гангстерскому кино. Жанру, в котором Скорсезе оставил, возможно, самый большой след в своей карьере.«Ирландец» идет три с половиной часа, и состоит во многом из излюбленных скорсезевских приемов: закадровый голос, рапиды, хлесткий монтаж, десятки персонажей и несколько важных сюжетных линий. Но в отличие от «Славных парней» и, например, «Казино», в «Ирландце» чувствуется куда больший масштаб. «Парни» заглядывали в быт мафии, «Казино» поверхностно пересказывало историю становлению Лас-Вегаса, а здесь Скорсезе уже рифмует биографию Фрэнка Ширана с темной историей целой Америки второй половины ХХ века. На фоне в фильме проплывают все важные события эпохи — от Второй мировой до вторжения США в Кубу, Уотергейта и так далее. А одна из самых мощных сцен в «Ирландце», посвященная убийству Кеннеди, снята почти без слов, но так выразительно, что это высший класс — ультимативный Скорсезе.В остальном это очень длинное, тягучее, многослойное, но удивительно — совсем не скучное кино. Но это что называется кино большой формы — жанр, который сегодня в аудитории обожает меньшинство. Сегодня смотреть 200-минутный фильм, не разбитый на серии — занятие для многих мучительное и бессмысленное, но не будем никого ругать.Но для меня «Ирландец», несмотря на странную графику и монументальный хронометраж — один из лучших фильмов Скорсезе. Это масштабный, очень хитроумно устроенная гангстерская картина на любимую скорсезевскую тему — о смене эпох, законов, правил и парадигм. Именно в изломах времени, чередовании вех, в этих монтажных склейках времени, в его деталях и мелочах, всегда Скорсезе черпал свое вдохновении. Именно на этом построены и его лучшие фильмы.И если подумать, то при современном увлечении нейросетями, «Ирландец» через какое-то время может получить убедительный фейслифтинг назло завистникам и хейтерам. Ведь с ним у этого удивительного фильма почти не останется изъянов.https://youtu.be/WHXxVmeGQUc?si=obdtrMFYBHU-vAT-#Скорсезе1664