Метод критических инцидентов в исследованиях, Critical incident techniqueВ середине XX века американские психологические ассоциации работали над проектами в поиске причин неудач в обучении полетам, о которых сообщалось для 1000 кандидатов в пилоты, исключенных из школ летной подготовки летом и ранней осенью 1941 года. Основным источником для этого анализа были протоколы комиссий по исключению. В этих протоколах инструкторы по пилотированию и проверяющие пилоты указывали причины исключения конкретного пилота. Было обнаружено, что многие из указанных причин были клише и стереотипами, такими как "отсутствие врожденных летных способностей" и "неадекватное чувство устойчивости", или обобщениями, такими как "неподходящий темперамент", "плохое суждение" или "недостаточный прогресс". Однако наряду с этим сообщалось о ряде конкретных наблюдений за определенными поведениями. Это исследование стало основой для программы исследований по отбору пилотов. Летом 1944 года была запланирована серия исследований по проблеме боевого лидерства в Военно-воздушных силах армии США. Эти исследования представляли собой первое масштабное систематическое усилие по сбору конкретных инцидентов эффективного или неэффективного поведения в отношении определенной деятельности. В инструкциях ветеранов боевых действий просили сообщать о наблюдаемых ими инцидентах, которые включали поведение, особенно полезное или неадекватное для выполнения поставленной миссии. Заявление заканчивалось просьбой: "Опишите действия офицера. Что он сделал?" Таким образом было собрано несколько тысяч инцидентов и проведен их анализ для создания относительно объективного и фактического определения эффективного боевого лидерства. Полученный набор описательных категорий был назван "критическими требованиями" к боевому лидерству.В проекте, выполненном в рамках программы авиационной психологии в 1946 году, Фиттс (тот самый, который закон Фиттса) и Джонс собрали описания конкретных опытов пилотов при взлете, полете по приборам, посадке, использовании органов управления и приборов. Эти интервью с пилотами были записаны на электрические носители. Они предоставили множество фактических инцидентов, которые послужили основой для планирования исследований по проектированию приборов и органов управления, а также их расположения в кабине.Приведем цитату из исследования “Основной целью процедур анализа работы должно быть определение критических требований. Эти требования включают те, которые, как было продемонстрировано, имели решающее значение между успехом и неудачей в выполнении важной части порученной работы в значительном числе случаев. Слишком часто заявления относительно требований к работе представляют собой просто списки всех желательных человеческих черт. Они практически не помогают в отборе, классификации или обучении людей для конкретных работ. Чтобы получить достоверную информацию о действительно критических требованиях к успеху в конкретном задании, в программе авиационной психологии были разработаны процедуры для систематического анализа причин хорошей и плохой работы.По сути, процедура заключалась в получении непосредственных отчетов или отчетов из объективных записей о удовлетворительном и неудовлетворительном выполнении поставленной задачи. Сотрудничающий человек описывал ситуацию, в которой успех или неудача определялись конкретными указанными причинами.Эта процедура оказалась очень эффективной для получения информации от людей о собственных ошибках, от подчиненных об ошибках их начальников, от руководителей относительно их подчиненных, а также от участников относительно других участников”На основе исследований пилотов был основан The American Institutes for Research (AIR) - сообщество исследователей поведенческой психологии, которая начала продавать протоколы и методы для коммерческих целей. Критические инциденты собирались как по памяти, так и регулярно в течении дня - естественно, что многие инциденты забывалисьhttps://en.wikipedia.org/wiki/American_Institutes_for_Research