Розовое, страшное, манящее: о фильме «Я видел свет телевизора» (2024)Новая неделя встречает нас новым кино от студии А24, спродюсированным Эммой Стоун и ее мужем Дэйвом МакКери. Зимой кино показывалось на Sundance, критики сразу принялись называть постановщицу фильма Джейн Шенбрун новым оригинальным голосом инди-кино. Рассказываю, чем ее новая работа так удивляет и что скрывается за телевизионной картинкой.Однажды замкнутый в себе подросток Оуэн находит себе подобную странноватую подругу Мэдди. Та является большой фанаткой сериала 90-х The Pink Opaque о сверхъестественном параллельном мире. Они начинают встречаться по поздним вечерам, чтобы вместе смотреть новые эпизоды. Оуэн прячется от серого мира в телевизоре с манящим розовым светом, видит себя в одной из героинь и не замечает, как его представление о реальности начинает давать трещину. Телевизор оказывается хорошим пластырем от душевных ран подростка, но у любого пластыря есть свой срок: вскоре привычная жизнь в одночасье заканчивается. Подруга бесследно исчезает, а сериал The Pink Opaque закрывают. Герой вновь встречает одиночество.Студия А24 напоминает про свою главную особенность − не боятся быть непонятыми. Кино Шенбрун настолько причудливое и загадочное, что может с равным успехом очаровывать или раздражать. Герои разговаривают в пол силы, история малоподвижна, а сюжет не спешит делиться тем, что из себя представляет. Киноязык постановщицы и правда самобытен: она практически не рассказывает, только показывает и заставляет искать смыслы в метафорах. Экран телевизора для нее способ показать цифровое пространство как безопасность и спасение от депрессии и юношеских волнений в черном ящике, но тот, подобно наркотику, приводит к еще большей социальной изоляции и снижению мотивации.Шенбрун создает историю, жанр которого определить сложно и, возможно, не так важно. Настроение кино меняется в зависимости от эмоционального состояния героев, и самое важное здесь − психологизм. «Я видел свет телевизора» исследует жизнь человека, который боится принять себя, прячется в мире ярче своего и не решается сделать шаг навстречу лучшей жизни. Обросший психологическими травмами, герой продолжает подавлять в себе эмоции и желания. То, что казалось спасением, оказывается одержимостью, поглощением. И телевизор по итогу не столько антагонист, сколько обличение психологических проблем.