На этой неделе в прокат вышел датский триллер «Не говори никому», в начале года показанный на Сандэнсе и получивший весьма лестные отзывы критиков. О фильме, который многие сравнивали с «Забавными играми», рассказывает Дима Соколов (@hegelianism).Во время отдыха в Италии семья датчан — Бьорн, Луиза и их дочка Агнес — знакомится с семьей голландцев — Патриком (Федя ван Хейт), его женой Карин и сыном Абелем. Приняв приглашение новых друзей, семья из Дании вскоре прибывает к ним в дом, рассчитывая отлично провести время. Но вскоре гости замечают, что поведение радушных хозяев становится все более вызывающим... и зловещим. Для начала, стоит сказать, что аналогии с фильмами Михаэля Ханеке или Ларса фон Триера столь же понятны, сколь и поверхностны. В отличие от тех же «Забавных игр», здесь нет изощренных розыгрышей или психологического садизма — и, в отличие от, скажем, «Антихриста», в фильме почти нет насилия. Сюжет строится вокруг мелких бытовых конфликтов и странностей в поведении, которых постепенно становится все больше и больше — но за фасадом дружелюбия здесь постоянно растет напряжение. По логике построения «Не говори никому» больше похож на хоррор-хит «Прочь» или более недавнюю «Сторожку»: здесь тоже всем привычная ситуация (совместный ужин, уикенд в загородном доме) неуловимо соскальзывает в кошмар.Сценарий при этом очень хорошо балансирует между желанием главных героев немедленно уехать и замять неловкости. «Не говори никому» — отличный пример фильма, в котором почти до самого финала не происходит вообще ничего жуткого, но который превосходно выверен с точки зрения саспенса. Даже совершенно безобидные сцены (типа купания детей в бассейне или поездки по залитому солнцем шоссе) здесь поданы под нагнетающую, мрачную музыку, а снято все происходящее очень красиво и почти в документальной манере.Безысходно мрачные заключительные сцены выглядят в таком контексте вполне естественными. И тут «Не говори никому» действительно перекликается с работами Ханеке или Триера: к финалу перед нами оказывается притча-предостережение о необходимости отстаивать личные границы и слышать тревожные звонки — особенно если их немало.